Засекреченные госзакупки: практика и причины

Засекреченные госзакупки: практика и причины

Как показывают данные за 2018 год, 35% госзакупок, проведенных по правилам ФЗ-44, были закрытыми. Согласно официальной информации Министерства финансов, совокупная стоимость этих закупок составила 2,4 триллиона рублей, что представляет собой 57 717 контрактов. Такая практика засекречивания госзакупок обусловлена несколькими факторами, включая обеспечение обороноспособности страны.

Обычно государственные и муниципальные органы засекречивают свои закупки, если они связаны с вопросами безопасности и обороноспособности. Некоторые поставки, не относящиеся к военной или правоохранительной сфере, также могут быть признаны государственной тайной, если разглашение информации о них нежелательно для интересов государства. В таких случаях контракты могут требовать наличие лицензии ФСБ у исполнителя, подробнее на сайте http://licenziya-fsb.com/tret-zakupok-zasekrechena.

Интересно отметить, что крупнейшими заказчиками засекреченных госзакупок оказались гражданские компании, которые на первый взгляд не связаны с оборонной сферой. Среди них можно выделить Управление дорожно-мостового строительства и Московский метрополитен. Представители этих организаций отказались комментировать причины такой секретности. Военные эксперты считают, что данная ситуация могла возникнуть из-за пересечения целей закупок с интересами Министерства обороны.

Однако есть и другое мнение. Специалисты в области бюджетного планирования утверждают, что государство излишне засекречивает закупки, которые, хоть и проводятся по инициативе оборонного ведомства, но не имеют отношения к обороне. Например, закупки бытовых товаров, материалов и оборудования для систем здравоохранения, образования или жилищно-коммунального хозяйства в военных частях, образовательных учреждениях и закрытых административных объектах не требуют такого уровня секретности. Однако заказчик самостоятельно определяет, какие сведения отнести к государственной тайне, исходя из законодательства о государственной тайне.

Также стоит рассмотреть еще одну точку зрения, связанную с международными санкциями против отдельных организаций и граждан России. Компании, сотрудничающие с организациями, находящимися в «санкционном списке», лишаются возможности экспортировать товары в страны, поддерживающие санкции. Для сохранения права на экспорт продукции таким компаниям лучше избегать связей с российскими организациями из сферы обороны. Чтобы не потерять выгодных поставщиков, государственные органы и ведомства скрывают информацию о своих контрактах, включая информацию об исполнителях.

Среди заказчиков, которые закрыли свои госзакупки, особо выделяется «Роскосмос» с контрактами на сумму 153 миллиарда рублей. Представители ведомства отказались комментировать необходимость засекречивать такие крупные заказы.

Представители Министерства обороны отметили, что деление крупнейших заказчиков по данным Минфина не является объективным, так как госзакупки в сфере обороноспособности имеют свою специфику. Обычно контракты в этой сфере заключаются с единственным поставщиком, который в свою очередь может привлекать субпоставщиков для выполнения работ.